Сезонность в продвижении сайтов
На продвижение сайтов влияет множество факторов. На некоторые из них seo-специалист и маркетолог могут влиять напрямую, но влияние других они могут только нивелировать. Поэтому порой случается такое, что продвижение идет хорошо, сайт показывается на первой странице поисковиков по выбранным запросам, да и посещаемость на приличном уровне, а заказов клиент не получает, или получает совсем мало. Если он платит за продвижение немаленькие суммы, то естественно у него возникает вопрос – «где результат»?
Если все показатели продвигаемого сайта в норме, а заказов все равно мало, то стоит провести углубленный анализ статистики сайта за последний период. При этом стоит обратить особо пристальное внимание на такую особенность как сезонность спроса. Возможно, для продвигаемых запросов и товаров начался сезонный спад. Проверить это довольно просто при помощи сервиса Яндекс.Wordstat, который не только может дать информацию о количестве запросов ключевых фраз, но и показывает изменение частоты запросов в течение времени. Информация по частотности запросов предоставляется за годовой отрезок времени, что более чем достаточно для большинства целей аналитики. Когда дело касается сезонного бизнеса – продажа новогодних елок, подарки на день святого Валентина и 8 марта, с сезонностью спроса не возникает вопросов. Повышенный спрос для подходящих товаров возникает примерно за месяц до праздника и сходит на нет сразу после его завершения. Так, например, выглядит график частотности запроса «подарок на новый год»:
Активность по этому запросу начинает повышаться уже с сентября, но по настоящему значительное увеличение запросов наблюдается только к концу ноября и началу декабря. Уже в начале января спрос на подарки и соответственно количество запросов в поисковиках, закономерно снижается почти до нуля.
Однако с другими коммерческими запросами не все бывает так просто и однозначно. Порой выходит так, что для каждой отдельной тематики и даже для каждого отдельного поискового запроса может быть своя кривая сезонности. Так, например, запросы «учиться на права» и «обучение вождению» имеют разные графики сезонности, хотя оба этих запроса могут продвигать одну и ту же услугу и один сайт – сайт автошколы, где обучают вождению и готовят к сдаче на права. Графики сезонности запросов приведены ниже:
Как можно отметить, график показов по запросу «обучение вождению» более стабилен в относительных величинах в течение года, не считая снижения в период предновогодних праздников. По запросу «учиться на права» наблюдается четкое снижение в период с конца весны до конца лета. Плюс к этому, данный запрос теряет популярность в период с середины февраля по середину марта. «Обучение вождению» же наоборот остается стабильным в этот период. Такая непостоянность может быть связана с тем, что сама суть запроса «учиться на права» подразумевает более обдуманный и взвешенный шаг – прохождение длительного обучения в автошколе. Далеко не каждый период года люди готовы посвятить себя подобному обучению. «Обучение вождению» - запрос менее обязывающий. Он может подразумевать помимо обучения в автошколе всего пару занятий с инструктором. Поэтому график показов по этому запросу более стабильный.
Стоит отметить, что большинство запросов, как и спрос в целом, подчиняются определенному количеству общих закономерностей. Так, частотность подавляющего количества запросов уменьшается в летние периоды. По запросам связанным с большинством услуг активность снижается в начале зимы перед новогодними праздниками. Это естественно не касается услуг, связанных с проведением праздников. А вот многие категории товаров, наоборот, в предновогодние дни пользуется повышенным спросом. К этим товарам относятся продукты питания, различная бытовая и компьютерная техника, косметика и т.д. То есть все товары, которые можно подарить в качестве подарка на праздники или продукты, которые можно поставить на праздничный стол.
Однако, даже если «не сезон», в продвижении сайта можно добиться существенных успехов. Для этого необходимо свести к минимуму влияние сезонности запросов на поисковое продвижение сайтов. Во первых, для этого можно активизировать те методы продвижения, которые были не задействованы в продвижении до этого. Ведь, как правило, сайты продвигаются с помощью только двух или трех самых эффективных методов. Активизируя новые каналы продвижения, например можно повысить активность в социальных сетях и провести различные рекламные акции. Это увеличит поток пользователей на сайт, а так же поможет повысить их лояльность и интерес к продукту или услуге. К тому же подобный подход способен увеличить посещаемость сайта в последующих периодах, когда сезонное снижение активности пройдет. Если до этого на услугу или товар был «не сезон», то люди, посетившие ваш сайт в это время, с большей вероятностью вернуться в более подходящее время года и что-нибудь купят или закажут. В дополнение к этому у вас уже будет большее количество подписчиков в социальных сетях, среди которых вы сможете распространять новости и специальные предложения.
Как уже было сказано выше, не все запросы даже одной тематики подчиняются общим тенденциям сезонности. Какие-то из них в период общих спадов могут показывать стабильные параметры показов. Этим можно успешно воспользоваться, если продвигать именно такие запросы. Чтобы это осуществить, необходимо найти и изучить динамику показов по большому количеству поисковых фраз, связанных с продвигаемой тематикой. Нужно выбрать из всех этих запросов именно те, которые будут давать большее количество показов в то время, когда остальные запросы показывают отрицательную динамику. В дальнейшем необходимо создать на своем сайте страницы, оптимизированные специально для таких запросов, которые популярны в определенный период времени года. Если сезонность запросов по всем продвигаемым услугам или товарам сайта изучить заранее, то создав нужные страницы, можно пережить период спадов с минимальными потерями, а то и вовсе безболезненно.