Как экономический кризис может повлиять на бизнес в интернете?
В настоящее время в сети и других сми очень популярны новости про надвигающийся финансовый кризис. Сложно сказать насколько серьезным будет это экономическое явление для нашей страны на этот раз. Однако одно можно будет предсказать точно – кризис отразится на бизнесе. В этой статье нам хотелось бы рассмотреть возможные последствия кризиса для бизнеса в интернете.
Как это ни парадоксально, кризис может оказать положительное влияние на развитие интернет сегмента бизнеса. В то время, когда содержать большие торговые площади станет не выгодно из-за экономической ситуации и новых налогов, гораздо перспективнее станет открытие филиала розничного магазина в интернете. Эти обстоятельства могут подтолкнуть многих предпринимателей, терпящих убытки от офлайн торговли, обратиться к интернету и сбывать свой товар там. В дальнейшем при выходе из кризиса онлайн магазин способен сыграть роль бустера в восстановлении прошлого бизнеса или открытии нового.
Механизм усиления позиций интернет торговли прост – во время замедления роста экономики доходы потребителей снижаются, но потребности остаются на прежнем уровне. Поэтому типичным поведением потребителя является не снижение потребностей, а поиск способа удовлетворить их при уменьшившемся доходе. Именно в этой ситуации интернет магазины оказываются как нельзя кстати. Ведь интернет магазин не платит зарплату продавцам, не арендует лишние площади под витрины для товара и не несет прочих затрат, свойственных обычной торговле. В совокупности это позволяет продавать товар в интернет магазине дешевле в среднем на 15% и именно за низкой ценой в интернет приходят новые потребители. Вот в целом те причины, которые должны повлиять на рост интернет продаж во время кризиса. К тому же, похожая ситуация наблюдалась во время кризиса 2008-2009 годов. Тогда рост онлайновых продаж составил 35%, что в сравнении с ростом офлайновой торговли всего на 14% является весомым показателем.
Так же нужно отметить, что в момент экономического спада, некоторые организации стараются в первую очередь снижать затраты на маркетинг и рекламу. Но как показал опыт прошлого кризиса – снижать стараются в первую очередь офлайновую рекламу. Так в 2009 году объем наружной рекламы сократился на 43%.
Если говорить о перспективах онлайн маркетинга, то как правило, проблемы в экономике в первую очередь касаются доходов и деятельности ведущих поисковых компаний, а так же интернет площадок, предоставляющих услуги рекламы в сети. Из за общего снижения прибылей, организации уменьшают количество заказов на показ баннеров и контекстной рекламы. При этом баннерная реклама страдает больше всего, т.к. эта реклама зачастую направлена не на прямые продажи, а на создание и поддержание узнаваемого бренда. Выделять деньги на продвижение и укрепление бренда в период кризиса готова далеко не каждая компания. Доля контекстной рекламы падает не так сильно благодаря тому, что именно эта реклама дает большой поток реальных клиентов, и отказ от нее мгновенно отражается на количестве заказов и покупок.
Студии, которые занимаются созданием и продвижением контента в сети так же почувствуют влияние кризиса. При этом вероятно снизится спрос на создание сайтов высокой ценовой категории. Не секрет, что например создание сайтов для масштабных интернет магазинов стоит больших денег. И не у многих организаций в период кризиса будут такие деньги. Поэтому популярнее станут недорогие, но функциональные интернет магазины, лендинги, порталы, а также эффективное продвижение. В связи с этим многим веб-студиям придется изменить формат своей деятельности. Студиям, которые раньше ориентировались только на высокооплачиваемые заказы волей не волей придется переключаться на средне ценовой сегмент услуг. Однако многие из таких фирм могут вынести из сложившейся ситуации пользу. Оптимизируя свои расходы и общие принципы деятельности, они смогут получать даже с недорогих заказов неплохую прибыль. Тотальная оптимизация поможет и в посткризисный период т.к. на выполнение вновь появляющихся на рынке дорогостоящих заказов такие студии будут тратить меньше средств и сил. Это позволит им выбирать одну из двух стратегий на рынке - делать сайты по докризисной цене и получать бОльшую прибыль, либо же сделать скидку для клиентов, не снижая прибыль ниже докризисной, но в итоге увеличивая общее число заказов благодаря возросшей конкурентоспособности.
Таким образом, можно сделать вывод, что общие негативные тенденции в экономике способны оказать различный эффект на множество направлений бизнеса, связанного с интернетом. Зная закономерности развития общей ситуации на рынке в это время, можно повернуть даже неблагоприятную ситуацию в собственную пользу. Поэтому не стоит забывать о том, что кризис не является на 100% плохим явлением. Он выступает предпосылкой к усиленному росту в будущем и своеобразным фильтром, благодаря которому оздоравливается вся экономика. Через этот фильтр проходит только тот бизнес, который обладает наибольшей приспосабливаемостью и конкурентоспособностью. А здоровый и сильный бизнес выгоден как его собственникам так и всем потребителям!